Это очень мешает жить. И тем, кто додумывает и тем, за кого додумывают.
Додумывания — это фантазии и иллюзии, галлюцинации в худшем случае и гипотезы в лучшем. Но это в любом случае вымысел, выдумка. Версия, а не факт.
Додумывания мешают строить отношения, мешают людям жить счастливо, мешают переживать трудности. Они мешают.
Мешают.
Почему же практически все это делают? Читают мысли и додумывают за других?
Почему же люди не отказываются от этих бессмысленных, а порой даже вредных, очень ресурсозатратных действий?
Потому что думают, что так надо. Что так правильно. Ведь с детства нам внушали, что мы должны уметь читать мысли и понимать людей без слов. А тех кто не умел, заставляли и учили. Принуждали. Ругали, если не получалось.
И были даже специальные люди, которые прямо точно знали, как и что именно надо додумывать. Какие додумывания верные, а какие нет. Назывались эти люди учителя литературы. Ведь люди, которые в школе преподают детям психологию — это именно они. Они разбирают мотивы, рассуждают о поведении героев произведений, учат оценивать и примерять чужие ситуации на себя. Учат додумывать и интерпретировать все определенным образом.
Вспомните:
- что этим хотел сказать автор?
- какая мысль звучит между строк?
- почему автор взял именно эти краски для картины?
- что чувствовал автор, когда создавал это произведение?
- что автор хотел донести до своих читателей?
Спросить бы у автора, честное слово!
Ведь только он сам знает ответы на эти вопросы. И то не всегда. Может и не знать.
Вот я — автор (громко конечно сказано, но все же). И первым моим статьям уже пара лет. Я ведь их не перечитываю ежедневно. А у меня иногда на консультации спрашивают: «А что Вы хотели сказать такой-то статьей?»
А я и не помню особо) нужно почитать и вспомнить. Все, что я хочу сказать в моменте — я говорю прямо, без всяких скрытых идей. Обычно я просто хочу, чтобы Вам стало немного понятнее то, в чем трудно разобраться в состоянии смятения. Чтобы стало немного легче. Никаких подводных смыслов.
Причём модель этого повсеместного чтения мыслей перенимается детьми не так-то легко, и не так уж быстро.
Растущие люди активно сопротивляются этим действиям. Психика сопротивляется. Ведь она создана для отражения реальности, а не для выдумывания другой реальности, не заметной глазу.
Но потом дети привыкают. Смиряются. Принимают как данность. Привыкают думать, что люди не говорят чего-то напрямую, а обязательно скрывают какую-то потаенную мысль, которая не может быть очевидной (а если ты видишь очевидное только и не ищешь подводные камни, значит глуп, значит плохо ищешь, ибо «кто ищет, тот найдёт», ищи лучше). Привыкают додумывать.
И вырастают эти дети во взрослых, которым везде мерещится двойное дно. Которые додумывают всё что видят и слышат. И придумывают то, чего не видели и не слышали. Которым так трудно быть в реальности, она кажется недостаточной, неправильной, тревожной, опасной, враждебной, гнетущей и прочее.
Как тем, кто не верил своим глазам и ушам начать это делать? Нет ведь навыка. Его нужно воспитывать и тренировать.
Проще всего такой навык приобрести в общении с человеком, который им (этим навыком) обладает. Потому что главный механизм научения у человека — идентификация (подражание ). Здорово, если у Вас были учителя, не требующие додумывать, если нет — ищите таких людей. Общайтесь с ними. Читайте их.
Они научат не искать больше скрытые смыслы, и не прятать свои в надежде на экстрасенсорные способности собеседника. Говорить без намеков, напрямую. Слышать именно то, что говорят, даже если это не нравится. Сознательно отказываться понимать намеки.
А еще очень важно помнить всегда о том, что осуществляя любую коммуникацию, люди очень по-разному воспринимают одни и те же слова. Поэтому, если Вам важно быть понятым и услышанным — учитесь объяснять свою точку зрения. Если важно понимать — учитесь спрашивать. Будьте смелыми и настойчивыми, не отказывайтесь от своих мыслей если они кому-то не нравятся или непонятны.
Но также учитесь быть гибким, если чья-то мысль явно лучше и больше нравится Вам, ничего нет стыдного в том, чтобы передумать.
Это не отсутствие принципов и внутреннего стержня, а присутствие критичности и здравого смысла.
Но «переобуваться» надо не на каждом повороте, а лишь когда «ботинки» и вправду жмут, разонравились или действительно не подходят больше к Вашей картине мира (по Вашему мнению).
Было бы здорово, если бы в школе нас учили не додумывать, что хотел сказать автор, а рассказывать о том, как мы поняли, то что он сказал, что в этом увидели и как мы к этому отнеслись. Именно мы. Детям важно показывать как по-разному люди воспринимают информацию и как важно учиться понимать друг друга, проясняя для этого все в диалоге.
Тогда у психологов будет чуть меньше работы, а у людей чуть больше взаимопонимания)
The following two tabs change content below.
Практикующий семейный психолог. Специализируюсь на преодолении расставаний, восстановлении отношений и избавлении от любовной зависимости.
Latest posts by Александра Вент (see all)
- Почему меня никто не любит - 05.11.2023
- Как вернуть любимого человека: «пошаговая инструкция» - 16.03.2023
- Как объяснить ребёнку, почему в его жизни не участвует отец - 06.10.2022